Великая Отечественная. История бабушки Медсестра с Невской переправы
Ольга Алексеевна Маккавейская, в 1941-м пошла добровольцем на фронт. Сначала была санинструктором на Ленинградском фронте.
В наградном листе отмечено: «Во время боев в районе Невской Дубровки тов. Маккавейская О.А. показала себя истинной патриоткой своей родины. Под свист пуль и разрывы мин, не щадя своей жизни, она неоднократно участвовала при проведении боевых операций, во время которых ею вынесено 15 бойцов и командиров.
Во время перевязки раненного лейтенанта т. Гавриленко, осколком мины, Маккавейскую ранило в грудь. Но не бросив начатого дела, Маккавейская оказала раненному помощь и вытащила его из-под обстрела к переправе.
Достойна правительственной награды – медали «За боевые заслуги».
…Бой шел у Невы. Горел лес и деревня, из земли, словно на нефтяных промыслах, били мутные песчаные фонтаны и разу же бесшумно осыпались. Крепко сжимая винтовку, вместе с остальными бойцами Маккавейская перебегала с кочки на кочку. Это был ее первый бой. Она не заметила, как в траву упал темно-синий берет, как ветер разметал ее мягкие, с золотым отливом, волосы. Ранило красноармейца. Ольга остановилась: надо помочь. Она подбежала к бойцу, перевязала его, перенесла в глубокую воронку, а сама вперед! Но ее остановил стон: -Девушка, помоги! В густой траве лежали двое раненых. Ольга обоим сделала перевязку. Одного бойца, который был ранен тяжело, взяла на руки, понесла, но пулеметная очередь преградила путь. Пуля обожгла Ольге лицо, задела волосы. А еще одна пуля пробила сердце раненого. Боец вздрогнул и умер у нее на руках. Ольга осторожно опустила убитого на землю. Опершись на винтовку, она постояла несколько минут над телом товарища и с горящими глазами кинулась к траншеям. В этом бою Ольге не удалось пристрелить ни одного фашиста, и произошло это не по ее вине: шесть тяжело раненых бойцов и командиров вынесла она с оружием с поля боя. Был момент, когда фашисты подошли совсем близко. Еще бросок, и она с радостью разрядит винтовку, но вот возле Ольги упал сраженный вражеской пулей лейтенант. Снова остановка. Девушка опустилась на колени, достала из сумки командира индивидуальный пакет, оборвала бумагу. Вдруг вблизи разорвалась мина. Волна откинула Маккавейскую в сторону, контузила. Ольга пришла в сознание, стряхнула с себя землю, поднялась, тревожно оглянулась, ища воспаленными глазами раненого лейтенанта. В этот момент сухо треснули подбитые ветки. Маккавейская покачнулась, у нее потемнело в глазах, и она упала. На гимнастерке появилось темное, все нарастающее пятно. Кровь. Пуля ударила в грудь, в сантиметре от сердца. Кусок свинца пробил комсомольский билет Ольги Маккавейской. …
Писатели Прокофьев и Фадеев, будучи на Ленинградском фронте познакомились с ней, возвратившейся после ранения в часть.
Из рассказа Фадеева "Носящий имя Кирова»
"А сколько вас, прекрасных дочерей Ленинграда, на боевых рубежах — в качестве санитарок, медсестер, политруков медсанбата. С какою застенчивостью показывала мне на одном из участков Ленинградского фронта санитарный инструктор Ольга Маккавейская свой комсомольский билет, пробитый пулей. Она была ранена в грудь навылет. Маленькие расплывшиеся капельки крови запечатлелись на той стороне билета, которой он прилегал к груди. Ольга Маккавейская, поправившись от раны, вернулась в свою любимую роту, роту автоматчиков. Членские взносы были аккуратно вписаны в этот пронзенный пулей и окропленный кровью комсомольский билет".
Александр Прокофьев написал о ней стихотворение.
Медсестра Маккавейская освоила на Ленинградском фронте вторую солдатскую профессию.
…Ночью артиллеристы смяли брустверы на окопах противника, сожгли землянки. Утром финны вышли заделывать проломы. Ольга еще с ночи схоронилась в секрет. Вот появился один солдат, она взяла его на мушку. Выстрел был точен. Недавно на рассвете прозвучали еще два выстрела. Это опять стреляла Маккавейская. Три гитлеровских холопа, сраженные пулями девушки, уже гниют в земле под стенами Ленинграда.
Повинуясь зову своего сердца, тихая, задумчивая девушка, которая так любила цветы и песни, при встрече с врагом не промахнется. Пуля, пущенная ее рукой, пробьет еще не одно черное сердце фашиста.
Моисеева В. "Ее звали Ольга Маккавейская", Сов. индустрия. – 1974. – 13 ноября